16.06.2017

Да фея я, могу фейнуть, а могу и нафеячить

-Вы кто?
-Я-добрая фея
-А почему с топором?
-Вот так мало вы знаете о добрых феях!


"Лена, ты такая добрая, солнечная! " Нет, ребята, я разная. 

Некоторые девочки, с которыми я познакомилась на всем нам известном портале спрашивают, почему редко захожу, комментирую, что бы я посоветовала, как художник художнику и все такое в этом духе. Вот наконец решила написать, вставить свои пять копеек.

Почему не хожу и не комментирую: во-первых потому что я патологически честная. Жизнь в Финляндии не пошла мне на пользу и развила мои худшие качества. Знаете,у финнов никогда не надо спрашивать:" Как я выгляжу?" У русских -это возможность напроситься на комплимент, здесь это печальная возможность узнать, что происходит на самом деле.
Так вооот, я прекрасно понимаю, что многие совершенно не хотят "знать всего этого", а писать похвалюшки у  меня рука не поднимается. Поэтому и не комментирую.

Почему редко, а сейчас практически и не захожу на этот портал? Это уже во-вторых. Хочется видеть определенный уровень интересных работ, а не бесконечные повторы одних и тех же тем на одинаковых леечках, коробочках и досТочках. Я могла радоваться и восхищаться лет 5 назад, но с тех пор несколько перекушала этого блюда.

Хотя надо заметить, что общий уровень вырос, использование различных материалов, да просто мастерство и качество вызывают часто уважение. Но степень банальности печалит.
Надо быть справедливой, до сих пор есть девочки, работы которых вызывают у меня радость и горячую благодарность за эстетическое наслаждение.

Что бы посоветовала? Ну наверное у меня есть что сказать на эту тему. Да давайте поговорим о главном -смерти, сексе, цветах и соплях в сиропе. Это просто четыре столпа отечественного декупажа, чесслово.

Итак о наболевшем: гробиках, надгробиях и оградках. Это тема встречается так часто, что я уже даже не эмоционирую на нее. Что самое смешное, никто, кажется, этого не замечает. 

Тема смерти в европейской культуре имеет свою эстетику, символику, свои цвета и правила. И если вы делаете длинную коробочку, украшая ее виньетками, кружевами внутри и всевозможными "пупочками", убедитесь, что это не стало визуально гробиком. Особенно, если снаружи она черненькая, а внутри беленькая. Это уже настораживает.

Если вы делаете имитацию камня, особенно темного, пожалуйста, даже если это квадратная коробка, не надо размещать на ней камеи, портреты и проч. И ангелов с голубями тоже не надо. Я согласна, это может быть вполне красиво и стильно и изысканно. Но вы же не ставили себе задачу сделать урну для праха или микро надгробие? Или? Да? Тогда вперед, у вас прекрасно получилось. Вы можете собой гордиться.:)

Как то смотрела мастер-класс одного очень уважаемого мной автора и была шокирована тем, что в погоне за общей красивостью она забыла об элементарной логике. Если на резную деревянную подставку для канцелярских принадлежностей в виде перевернутой коробки прилепить на заднюю вертикальную стенку овальную фотографию кого бы то ни было, даже красивой женщины, а вокруг сделать виньетки золотом, то это смотрится как макет надгробия на католическом кладбище. Без разночтений. 

Особенно нужно быть внимательными в использовании сочетаний красного, черного, серого и белого с вариантами. Если берете тему винтажа, пусть цвета в ваших работах не будут безжизненными и пахнущими мертветчиной. Это неприятно. Винтаж, безусловно, это то, что уже не новое и было в использовании других людей и возможно, что они уже мертвы, но не надо напоминать об этом лишний раз.

ОЧЕНЬ важно соблюдать чувство меры и чувство вкуса. Если полагаете, что можете не дотянуть до шедевра, а сделать очередное надгробное украшение -воздержитесь, их уже достаточно. Ну или продолжайте в том же духе, если украшение кладбищ -штука хорошая и необходимая, стала вашей профессией.

Теперь тема секса, она не менее сложная и табуированная чем тема смерти. И да...Фрейд был гением своего времени. 
Меня дико умиляют и насмешают барышни, которые делают бесконечные серии орхидей крупным планом и маяков. Я понимаю, что о символизме многие люди не задумываются никогда, а может быть даже не знают, что он есть. Но если вы взялись делать работы подумайте, что иногда не все так просто, как кажется. У вещей порой есть и другие смыслы.

Преувеличиваю? Возможно, но прежде чем лепить на коробочку большую орхидею или розу из пластики, все же подумайте еще раз, что вы хотите сказать зрителю в контексте современной культуры. Это должна быть хвалебная ода вагине? Я согласна, она этого заслуживает. Вы на верном пути и вас поймут абсолютно правильно. Хотели сделать типа просто красиво? Тогда подумайте еще раз и выберите другую картинку.

Нет, я не извращенка...ну или сейчас не об этом. Если считаете, что я совсем не права, вспомните ботанику, мои дорогие. Цветок -это половой орган растения. Пестики, тычинки? Вспоминаете? :) 
Я вполне понимаю любителей всех этих орхидей и маяков. И если вы их делаете в декупаже на досточках и коробочках, вышиваете гладью и вешаете у себя на стене, делайте это осознанно. :) Не будьте ханжами.

О маяках не буду вдаваться, думаю, и так все понятно. То же касается изображений клубничин крупным планом и губ. Это уже даже не глупо, а просто вульгарно. Хотя если ваш заказчик -держатель интимного салона, порносайта или тайный эротоман и любитель"клубнички"-тогда вы абсолютно верно угадали с тематикой.

И снова о цветах...ох, маммамиа...как же обьяснить тончайшую грань между красотой и вульгарностью, между искусством и китчем...наверное я не смогу. Это надо чувствовать.
Слишком сложная для разговора тема. Просто надо помнить, что не каждая картинка цветов -это удачное решение. Особенно в теме свадеб. Это вообще отдельный ужас и жуть жуткая. Или самый ужос, это когда розы огромными жабами скачут по всей поверхности большого комода? А еще если они типа "обьемные" -это уже настолько запредельно, что я часто даже сначала поверить не могу, что вижу такое наяву.

Блинушки, сразу вспомнила один из самых страшных перфомансов, которые я видела за всю жизнь. Это был получасовой перфоманс одной южноафриканской художницы, если кому будет интересно, найду имя. Так вот, начиналось все восхитительной картинкой, на которой сидит красивая женщина в длинном белом платье начала века, рядом с ней изящный столик для вышивания. Она сидит на фоне открытого в ночь окна, слышно стрекотание цикад и музыку Шопена. Ветер развевает шторы, рождая ощущение вечности. Каждая деталь картинки идеальна. И классические английские обои с розами и картины с ними же, и жемчужные капельки качающихся серег и ожерелье на гибкой шее и обручальное кольцо на тонком пальце с маникюром.

Женщина занята вышивкой. Бисеринки пота выступают у нее над губой. Она старается. Делает красоту. А потом камера разворачивается и под те же звуки рояля и стрекот цикад, мы видим, что она вышивает на своем бедре. На юбке аккуратно обшитое по краю отверстие открывающее ногу. Художница пришивает к вырезаным ранам на бедре листья алое. Пришивает очень старательно, стежек к стежку, глубоко протыкая иглой, вставив листья под кожу. Листья алое должны обрамлять нарисованную розу.

Время идет, видео перфоманса в реальном времени. Эти 30 минут тянутся как в аду. Идеальные обои начинают течь. Как будто сделаны из мороженного или еще чего то в этом духе. Розы стекают по стене и плюхаются на пол как жабы. Стена начинает выгляденть довольно жалко, в грязных и буроватых потеках. Женщина не замечает изменений. Она вышивает, покачивая сережками. И вот вышивка закончена, в раны вставлены и пришиты к коже бедра все четыре листа алое, обрамляющие розу.
Я не помню, чем закончился этот перфомэнс. В зале рыдала не только я, но и практически все взрослые женщины. Все эти полчаса реального времени я думала, что это то, что мы с собой делаем. Раним и уродуем себя и вживляем чуждые и ненужные нам элементы, притворяясь, что так и надо и что все делают это. И что это нормально. Понимать это было страшно просто до колик, до тошноты. И мне до сих пор страшно. Мне очень страшно иногда общаться с женщинами и слушать, что они говорят о себе, своей жизни, замужестве, о мечтах, которые она в себе убила, потому что надо было что-то другое и она типа должна была.

Что-то отвлеклась...я к тому, что все эти бесконечные розочки достали уже по самое немогу. Не спорю, и они могут быть прекрасны, но не как в любой дырке затычка. Больше фантазии, пожалуйста.

А теперь о самом страшном -соплях в сиропе. Это необьятнейшая тема, которая вызывает у меня наибольшую неприязнь. Почему то принято считать, что если у вас родилась девочка, то все что она буде носить в ближайшие 50, а то и 80 лет -это розовое. А если мальчик, то голубое. Ну кто вам это сказал? Почему нельзя в подарок ребенку сделать что-то другого цвета??? Зачем эти мерзкие сюсявые и сладенькие сочетания цветов? Причем на такие работы отзывы обычно такие: "Ах, какая прелесть, как нежно!".

Кошмар какой. А то что ребенок любит простые и яркие цвета? Это не учитывается? Это подарок родителям? А им то зачем? У них уже ребенок есть. А, да! и здесь тоже не надо ангелочков! Просто поверьте, не надо!!! Котиков, скорей всего, тоже.

Все эти отвратительные картинки "для детей" слюнявомимишные -не лучший вариант для подарка ребенку. Ведь, возможно у него уже есть хороший вкус. А еще есть и были сотни художников, работы которых могут смотреться интересно для человека любого возраста.

Вообще тема подарка для ребенка -это всегда неоднозначно. Это подарок на сейчас? На вырост? А кем вырастет это существо и что будет любить? А еще я не верю в существование искусства для детей. Это либо искусство, а оно универсально либо нет. И тогда это ни для кого -ни для детей ни для взрослых.

Кстати в тему о подарках детям. Мне весной заказали расписать короб для годовалого мальчика, причем попросили сделать так, чтобы он хранил этот короб долгие годы. Я намучалась с этим заказом. Отказать было неудобно т.к. заказчиком был сын моей хорошей подруги. В итоге я сделала ему короб с стиле стимпанк с космическими кораблями и дирижаблями снаружи и галактикой внутри и на нижней части была надпись типа "Магический артефакт, куб перемещения, кол-во 1 штука".
Я думала, что заказчики меня придушат, они то просили что-то сказочное ну или вообще что-то детское. Мне было дико страшно им показывать, что же я сделала и как ответила на их доверие. Когда он зашел со своей женой, первое, что я сказала после того, как поздоровалась было: "Я сейчас все обьясню!" Терпеть не могу эту фразу, но почему то говорю ее всегда, в сложных для себя ситуациях. Я была в ужасе, что они будут неприятно шокированы. Еще бы...заказали Лене сказочку... Но им понравилось. Очень. И мне заплатили двойной гонорар от запрошенного. Что меня потрясло до глубины души. 
Почему я так решила с этим заказом? Просто у меня есть свой мальчик. И он никогда не любил все эти сопли в сиропе, играя с машинками и какими то мутантами-биороботами из лего. Причем выбирал и собирал их сам. Помнил их истории и собирал их как я- автомат Калашникова, за 50 секунд. И потом, у меня есть воображение и я, конечно, могу представить юношу лет 18, который будет с нежностью хранить и использовать короб голубенького цвета с ангелочками и котиками, но с трудом.

Пожалуйста, помните, что дети, это тоже люди. 

Пока наверное все. Во всяком случае, это то, что приходит мне на ум сразу. Возможно, что я продолжу эту тему как нибудь еще. Конечно, все эти советы довольно расплывчаты и неконкретны. И бывают исключения. И даже ангелы, принцессы и цветы могут быть великолепны. И подходить в качестве декора. Тут главное соблюсти чувство меры.

Не хочу сказать, что я такая идеальная, не лажаю и не косячу. Всякое бывает. У всех. 
И да, декоративно-прикладное искусство это совсем, совсем, совсем не так просто, как кажется на первый взгляд.

2 комментария:

  1. Лен, как хорошо, что ТЫ можешь.. Я, конечно, могу сформулировать, но не напишу. Почему? А фиг знает, вернее знаю, но не озвучу. Не скажу , что согласна с каждым словом, но подписываюсь. Спасибо тебе!Я тебя обожаю)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ната, спасибо! :) Я тебя тоже. :) Сегодня уже получила три личных фитбэка на тему, что Алгазина -это просто типа Ржевского от декупажа -пришла и все опошлила. На святое позарилась. Правда, не решилась спросить, что конкретно имелось ввиду.:) А и не надо соглашаться с каждым словом. Я же не глаголю истину в последней инстанции, правда. :)

      Удалить